среда, 9 сентября 2020 г.

В ОТЛИЧИЕ ОТ БУМАЖНЫХ РОССИЙСКИХ ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ УЧЕНЫХ ЕВРОСОЮЗА ОБЛАДАЮТ КОНЕЧНЫМ НАУЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ НА ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ

 

Ирина Белик, Самара




       Вначале представлю солидный  фрагмент из своего раннего сообщения «В САМГУПС НЕТ НАУЧНЫХ КАДРОВ, НЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ИЛИ «ЧЕГО ТУТ ОБСУЖДАТЬ, НАЛИВАЙ, ДА ПЕЙ» [https://is943863.blogspot.com/2020/08/blog-post_79.html от 26.08.2020]: «Официальный сайт Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) «с серьезной миной при плохой игре» извещает, как о нечто необычном, о «перспективах применения альтернативных видов топлива»… Сегодня, 25 августа, в СамГУПС состоялось рабочее совещание участников консорциума Научно-образовательного центра Самарской области «Инженерия будущего» по оснащению новой Межотраслевой лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» на учебном полигоне университета…  «В ближайшее время в новой лаборатории начнутся испытания инновационного оборудования. В перспективе, в новой лаборатории будут проводить исследования по применению водородного топлива на локомотивах…» … Слова, слова, слова… Всем хорошо понятно, что раз в вузе нет высокопрофессиональных научных кадров и нет должной материально-технической базы, то, следовательно, отсутствует и «положительный конечный результат» вузовской научной деятельности, на которую государством отпускаются немалые бюджетные средства.

       А поэтому ректору Андрончеву и его команде остается только «важно надувать щеки и вдохновенно верещать о перспективных видах топлива», которые уже хорошо освоены индустриальными Западом и Китаем и «являются вчерашним днём»…

       В этом нетрудно убедится, если обратиться к интернет-сведениям мировых информационных систем  о нынешних успехах  мировой экономики, переходящей на роботизированные системы с искусственным интеллектом, позволяющими перейти к новой фазе развития производительных сил.

       Для  этой фазы уже «детскими игрушками» кажутся эксплуатирующие с десяток лет сверхскоростные поезда на магнитной подушке; высокоэкономичные электромобили и прочие колесные транспортные средства; различные модификации транспортных средств на водороде и природном газе;  энергетика на солнечных батареях…

       Всё работает, - и не надо ничего выдумывать

       Но руководству СамГУПС надо «осваивать» бюджетные деньги, выделяемые на вузовскую науку, а поэтому в ход  идут «лукавые сказочки», рассчитанные на «доверчивых лохов-руководителей» в Росжелдоре, отпускающих бюджетные средства подведомственным вузам на науку…

       И этим «руководителям» Росжелдора в силу ряда причин, о которых можно только предполагать, нет никакого дела до нынешнего, бедственного положения СамГУПС, способного за бюджетные денежки воспроизводить «конечный научный результат» в виде никому не нужного «бумажного научного хлама»…

       И то, что пресс-центр СамГУПС трубит о радужной перспективе разработки и применения  хорошо изученных в мире альтернативных  «жидко-, газо-, пердюрных топлив» и «башенных смазок с убойными характеристиками» для локомотивов советской постройки, надо воспринимать как факт предстоящего обращения Андрончева к руководству Росжелдора за выделением  очередного транша на «подпитку» вузовской науки, - «оснащение новой Межотраслевой лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» на учебном полигоне университета»…

       Если такое обращение Андрончева к учредителю состоится, то мы обязательно пронаблюдаем, как на него отреагирует Росжелдор, которому, в условиях оскудения госбюджета, приказано перейти к режиму экономии ведомственных бюджетов и всячески  пресекать расходы в них  на изготовление «бумажного научного хлама».

       Подводя итоги сказанному выше, отметим, что г-н Андрончев и его команда с их многочисленными НИИ и «сверхсовременными» лабораториями могут только «проедать»  вузовский бюджет на науку, а вместо выдачи реального/конкретного научного результата для внедрения в современном транспорте  будут «выдавать на гора» научный бумажный хлам, цена которого будет оцениваться по стоимости мукалатуры.


       А теперь обратимся к сообщениям о конечных научных результатах зарубежных ученых, способствующий созданию инновационных видов транспорта, в том числе на источниках энергии, альтернативных углеводородному топливу…

       Германия, 2018 год: «ПОЕЗД НА ВОДОРОДЕ - ЕВРОПЕЙСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ С ОГОВОРКАМИ.

       На смену дизелю… Дизельные поезда постепенно должны заменить собой электрички Coradia iLint. Они представляют собой небольшие поезда с двумя электромоторами, электричество для которых поступает не из воздушной контактной сети, а из источника энергии в самом поезде. На крыше Coradia iLint установлена цистерна с водородом и топливный элемент (или ячейка). В нем водород соединяется с кислородом, в результате чего возникает электрический ток.

Внешне Coradia iLint ничем не отличается от обычных поездов, курсирующих по всей Германии на небольших расстояниях - разве что своим небесно-голубым цветом, символизирующим экологичность. Внутри новый поезд вообще неотличим от своих собратьев. А вот с технической точки зрения Coradia iLint - это прорыв, так как это первый в мире поезд на водородных топливных ячейках. Причем, это не прототип: после первого торжественного рейса в воскресенье, 16 июля, он уже запланирован для повседневной рейсовой работы между городами Бремерфёрде, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде в федеральной земле Нижняя Саксония» [https://www.dw.com/ru/поезд-на-водороде-европейский-технологический-прорыв-с-оговорками/a-45525961 от 17.09.2018]. 

       Примечание:

       1. «Разработала и изготовила инновационные поезда французская компания Alstom. По заказу земли Нижняя Саксония она планирует построить еще 14 локомотивов, оснащенных водородными топливными элементами. Их общая стоимость составит €81 млн ($94,6 млн). Как утверждают представители компании Alstom, интерес к водородным поездам уже проявили и другие земли Германии, а также некоторые европейские страны. В самой Франции выход первого экологически чистого железнодорожного состава в рейс ожидается только к 2022 году» [https://tass.ru/plus-one/5603291 от 25.09.2018].

       2. «Чем хорош поезд на водородном топливе? Любой транспорт на водородных топливных элементах снижает нагрузку на окружающую среду, кроме того, инновационные топливные элементы могут производить электрическую энергию для электродвигателя прямо на борту едущего средства. Однако критики напоминают, что водород как топливо опасен: смесь водорода с воздухом взрывоопасна, к тому же сжижение водорода требует немалого количества энергии. Взвесив все за и против, власти Нижней Саксонии решили эксплуатировать поезда на водородных топливных элементах на краткие расстояния» [https://zen.yandex.ru/media/id/5b72b0d944e86d00aa9a3249/pervyi-v-mire-poezd-na-vodorodnom-toplive-puscen-v-frg-5b9fbf64e9048700aada69a7?utm_source=serp от 17.09.2018]. 

       3. «Водородная энергетика лежит в основе планов ЕС по переходу к «зелёной» экономике. Еврокомиссия планирует к 2024 году в шесть раз увеличить производство возобновляемого водорода, чтобы снизить его стоимость… В Еврокомиссии уверены, что водородное топливо поможет снизить зависимость от ископаемых источников энергии, добиться поставленных целей по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, а также позволит создать тысячи рабочих мест…» [https://russian.rt.com/inotv/2020-07-23/Euronews-poezd-na-vodorodnom-toplive от 23.07.2020].

       Нидерланды, 2020 год: «НИДЕРЛАНДЫ ЗАВЕРШИЛИ ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОГО ВОДОРОДНОГО ПОЕЗДА.
Французская «водородная электричка» Alstom Coradia iLint не является новинкой и уже несколько лет колесит под дорогам Германии. С 2018 года эта водородная версия проверенного временем пригородного и городского пассажирского поезда Lint курсирует по маршруту в Нижней Саксонии. Теперь экологическую эстафету переняли расположенные неподалеку Нидерланды…  Следующий, 2021 год будет объявлен в Европе «Годом железных дорог». В ходе него все страны-участники ЕС должны будут уделять особенное внимание развитию экологичных видов транспорта… До четверти всех выбросов углекислого газа в Евросоюзе приходится на транспорт, поэтому неудивительно, что правительства всех входящих в этот блок стран активно ищут «зеленые» альтернативы. Несмотря на общий высокий уровень развития инфраструктуры, на многих территориях Европы до сих пор сохранились железные дороги, которые экономически невыгодно или просто довольно трудно электрифицировать» [https://www.popmech.ru/technologies/news-555524-niderlandy-zavershili-ispytanie-pervogo-vodorodnogo-poezda/ от 08.03.2020]

 

       За рубежом уже «бегают» десятки водородных поездов, а в России пока «запрягают», - рассуждают о проекте водородного поезда:

       - «СЕРТИФИКАЦИЯ ПОЕЗДА С ВОДОРОДНЫМИ ТОПЛИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ 2–3 ГОДА

АО «Трансмашхолдинг» организует производство поездов на водородных топливных элементах. Проект предусматривает создание систем обеспечения эксплуатации, включающих производство водорода и топливных элементов, транспортировку, хранение и заправку водородом. Будет создан также центр компетенций с целью развития и распространения отработанных в Сахалинской области организационных и технологических решений на другие неэлектрифицированные железные дороги, прежде всего на Дальнем Востоке. Об особенностях и перспективах поездов на водородном топливе рассказал руководитель тепловозного отделения кафедры «Электропоезда и локомотивы» Российского университета транспорта Владимир Какоткин: «Для производства топливных элементов, помимо ряда других производств, прежде всего, надо иметь (а вернее – создать) новую высокотехнологичную отрасль промышленности – производство мембран. Далее для сертификации вначале должны быть разработаны нормативные документы и стандарты. Затем должны быть проведены сертификационные испытания, стоимость которых может в несколько раз превосходить стоимость одной секции опытного локомотива, что зачастую отталкивает инвесторов, готовых сделать небольшой заказ, и обессмысливает весь проект. В наиболее благоприятных условиях сертификация подвижного состава с топливными элементами может занять 2–3 года…» [https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/interview/sertifikatsiya-poezda-s-vodorodnymi-toplivnymi-elementami-mozhet-zanyat-2-3-goda/ от 11.09.2019].

 

       Всё похоже закончится тем, что деньги из бюджета России на создание российских водородных поездов распилят в многочисленных АО, вузах (свою корочку из бюджета по этой тематике намерено «откусить» и руководство СамГУПС)  и сопутствующих им  посреднических коммерческих структурах, а потом высокопоставленные чиновники страны  примут ожидаемое всеми решение о закупке новых поездов в Евросоюзе, Японии или в  США…


       P.S. Пара слов об успешной эксплуатации за рубежом автомобильного  водородного транспорта [https://ru.wikipedia.org/wiki/Водородный_транспорт]: автомобили на водородном топливе уже производятся несколько лет. Среди компаний, которые производят такие автомобили — Toyota, Honda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и др

       Между прочим, отметим, что скоростной российский электропоезд Ласточка», также как и «Сапсан» разработан и  изготовлен для РЖД не российскими учеными и производственниками, а  фирмой «Siemens» в Германии. В настоящее время по лицензии «Siemens» налажено производство модификаций «Ласточки» на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

 

Продолжение следует

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

ПАРА СЛОВ ОБ АССОЦИИРОВАНИИ ИЗГНАННОГО ИЗ САМГУПС РЕКТОРА ДМИТРИЯ ЖЕЛЕЗНОВА С ОБРАЗОМ ПУТНИКА, ИЗОБРАЖЕННОГО НА ПАЧКЕ СИГАРЕТ «ПАМИР»

  Ирина Берлик , Самара        Когда речь заходит об изгнанном из Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС)  рект...