суббота, 6 июня 2020 г.

2020 ГОД: ЧТО И КТО ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ НАУКИ В САМГУПС И ЧТО ДЕЛАТЬ?


Савелий Ноздренко, Самара

       Неужели, кто-то верит, что в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) есть вузовская наука?

       Убедим верящих в это в обратном, ибо в СамГУПС:
       1. На кафедрах наблюдается дефицит профильных специалистов по ж/д-транспорту, в том числе по высокоскоростному, и переизбыток гуманитариев и непрофильных «технарей» среди профессорско-преподавательского состава (ППС) на большинстве кафедр.
       2. В течении многих лет нет ни одного диссертационного совета.
       3. В вузе нет известных, авторитетных в ж/д отрасли и в стране научных школ и видных ученых, в частности, а вузе всего один профессор, являющийся заслуженным деятелем науки РФ, в то время как в самарских университете и в политехе их десятки человек.
       4 .  Катастрофически мало число докторантов и аспирантов, редкостью становятся защиты диссертаций.
       5. Снижается число студентов, подготавливаемых как магистров и увеличивается число выпускаемых бакалавров.
       6.  Невелико и продолжает снижаться количество докторов наук и профессоров в ППС вуза, особенно интенсивно указанное снижение
происходит по техническим специальностям.
       7. Полное несоответствие слегка модернизированной, советской материально-технической базы университета требованиям разработки изделий и услуг в соответствие с реальным уровнем нынешних высоких технологий и с непрерывно изменяющимся информационным миром.
       8. В вузе очень мало хозяйственных договоров с отделениями железных дорог и предприятиями отдельных отраслей, а их выполнение, как правило, осуществляется при помощи творческих коллективов из других вузов по «странным схемам», с прохождением значительных бюджетных сумм мимо кассы СамГУПС.
       9. На посту проректора по научной работе и низлежащих постах, определяющих уровень вузовской науки, стоят недостаточно компетентные в научном плане люди, не отметившиеся особыми научными достижениями, в том числе в подготовке кандидатов и докторов науки и не являющиеся авторитетами в транспортной отрасли. К тому же их, к сожалению, нельзя отнести к креативщикам - генераторам идей, способных вдохнуть жизнь в практически погасшую вузовскую науку.

       В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, необходимо:
       1. Предъявить серьезные претензии к научным компетенциям, принципам руководства и к расстановке командных научных кадров в вузе к ректору Ивану Андрончеву и проректору по научной работе Максиму Гаранину путём обращения к учредителю-Росжелдору с просьбой оценить их профпригодность для нахождения на занимаемых высоких должностях.
       2 . Восстановить утраченные (после уголовного преследования 
высокопоставленного чиновника на КБШ ж.д Дмитрия Атякина и разрыва его «доверительных отношений» с рядом сотрудников СамГУПС) научно-технические связи с первыми лицами руководства Куйбышевской железной дороги, переподчинив под их руководство (под назначенных дорогой лиц) числящиеся на бумаге полтора десятка вузовских научно-исследовательских   институтов (типа Институт Космоса, Институт Энергии, Институт Человека и пр.) для наполнения их реальной тематикой транспорта (на наш взгляд, вопросы их финансирования за счет бюджета и практической отдачи на затраченные бюджетные средства являются темой отдельного разговора и представляют интерес контролирующим/правоохранительным органам).
       3. Создать в вузе режим наибольшего благоприятствования (с полным или частичным освобождением от учебной нагрузки) преподавателей и сотрудников, представивших индивидуальные творческие планы с реально выполняемыми запланированными научными заданиями, а том числе по созданию изобретений, программ и научных публикаций.


       Как говорится, «лиха беда начало»: надо начать, а затем этот трёхпутный план восстановления вузовской науки даст плоды и подскажет новые действия...
       Но кроме «начала» есть ещё другая беда – необходимость преодоления выше представленного 1 пункта плана, без реализации которого не заработают ни второй, ни третий пункт плана...

       И третья беда в том, что Андрончев и Гаранин считают себя высококвалифицированными учеными и руководителями...

       Необходимо, чтобы Росжелдор прислал в СамГУПС авторитетную комиссию для оценки реального состояния вузовской науки и роли «поддержания ее в нынешнем состоянии» лично Ивана Андрончева и лично Максима Гаранина...


Продолжение следует

1 комментарий:

  1. Сотрудники вуза помнят, как талантливый изобретатель, профессор кафедры "Путь и путевое хозяйство" Георгий Жулев несколько лет воевал с руководством СамГУПС,передавшим безвозмездно его изобретение во ВНИИЖТ и лишившим его законного авторского вознаграждения...
    Свою руку к бюрократическим отпискам изобретателю приложил и Максим Гаранин.нынешний проректор СамГУПС по научной работе...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.